Купить билет
Ru
22.04.2022 Блог

Удивительная вcтреча семьи Кассель

Основу коллекции работ иконописной мастерской Казанского Богородицкого монастыря составляют так называемые «подписные иконы». Эти иконы имеют подписи прежних владельцев, дарственные надписи, указания на события, вызвавшие написание иконы, а иногда и автографы монахинь, их написавших. Если подписи достаточно подробные или касаются известных религиозных и общественных деятелей, то это дает нам возможность восстановить всю историю иконы, начиная от момента её написания.

Однако, достаточно часто встречаются образы, на обороте которых подписи не очень информативны, но благодаря этому, изучение таких икон становится ещё более интересным, т.к. дает возможность не только широким поискам, но иногда и встречи с удивительным. Так произошло при изучении двух икон из коллекции Музея Казанской Иконы.

Казанская икона Божией Матери. Начало XX века

Казанская икона Божией Матери. Начало XX века.

Святой преподобный Серафим Саровский. Начало XX века

Святой преподобный Серафим Саровский. Начало XX века.

Образы Казанской Богородицы и святого преподобного Серафима, Саровского чудотворца, представляют события из одной семейной летописи, а описала их на обороте икон дочь Александра Александровича Касселя — Ольга Александровна. Иконы эти небольших размеров, такие называют «паломническими».

Судя по записям на оборотной стороне, Александр Александрович Кассель родился в 1846 году и скончался в 1904 году. Незадолго до своей кончины он благословил Казанской иконой свою дочь Ольгу, а иконой Серафима Саровского своего сына Николая.

Подпись на обратной стороне Казанской иконы Божией Матери

Подпись на обратной стороне Казанской иконы Божией Матери.

Подпись на иконе Серафима Саровского

Подпись на иконе Серафима Саровского.

На иконе чудотворца имеется еще одна запись, что А.А. Кассель получил этот образ от матушки Марии, игуменьи Серафимо-Дивеевского монастыря, 27 октября 1903 года — именно в год канонизации святого, которая происходила по инициативе Николая II в присутствии императорской семьи и многотысячного скопления мирян.

Создание образов только что канонизированных святых по прижизненным портретным изображениям являлось отличительной особенностью творчества иконописцев рубежного периода конца XIX — начала XX века. Хотя воспроизведение портрета Серафима Саровского, который почитался народом святым уже при своей подвижнической жизни, известны задолго до его канонизации.

Пытаясь узнать больше об истории семьи Кассель, мы выяснили, что в Книге памяти Нижегородской области есть упоминание о Николае Александровиче Касселе, рожденном в 1890 году в городе Арзамасе. Если предположить, что это тот самый сын Николай, то получается, что его отец Александр Александрович, житель Арзамаса, совершил две паломнические поездки в расположенные не слишком далеко от родного города Казанский Богородицкий монастырь и в Серафимо-Дивеевскую обитель. Из каждой поездки он привез по иконе, которые перед смертью подарил дочери и сыну. Произошло это в начале XX века. Более ста лет эти образы жили каждый своей жизнью. Сколько событий за это время произошло в судьбах людей и всей нашей страны. И вот спустя более чем столетие, эти иконы непостижимым образом вновь воссоединились. И произошло это в Музее Казанской Иконы, где они теперь выставлены рядом, в одной витрине. Вот такая удивительная встреча... Возможно, это чудо?

 

Иконы мастерской Казанского Богородицкого монастыря — свидетели истории Казанского краяСтатья основана на материалах из книги «Иконы мастерской Казанского Богородицкого монастыря — свидетели истории Казанского края».

Купить книгу

 

Обсудить