Купить билет
Ru
16.03.2022 Блог

Феодоровская икона Божией Матери. Тысячелетняя молитва

В истории Русского православия есть несколько икон Богородицы дошедших и сохранившихся до нашего времени с XII века. Но есть среди них особенная. Молитва перед этой иконой не прекращалась никогда, несмотря на все войны, эпидемии, революции и перевороты. Перед ней склонялись в молитве русские князья и российские императоры, а многие женщины молились о даровании детей и семейном благополучии. В истории этой святыни переплелись рассказы о Феодоре Стратилате, Параскеве Пятнице, князе Александре Невском, царе Михаиле Романове и многих других исторических личностях. Икона эта именуется Феодоровской иконой Богородицы.

Феодоровская икона Божией Матери. XII век.

Феодоровская икона Божией Матери. XII век

До наших дней дошло несколько легенд о появлении этого чудотворного образа. Разнятся и версии ученых. Впрочем, все они связаны с именами знатных русских князей и царей. Икона прославилась покровительством не только царской, но и многих других христианских семейств.

Легенды приписывают авторство иконы евангелисту Луке. Ученые же сходятся во мнении, что этот образ есть список с другой знаменитой святыни — Владимирской иконы Божией Матери.

Владимирская икона Божией Матери. XII век.

Владимирская икона Божией Матери. XII век

Они, действительно, очень похожи. На обеих иконах Младенец находится у Матери на руках, обнимает ее за шею и нежно прижимается к ней своей щекой. Отличаются образы лишь одной деталью, которая повторяется на всех копиях Феодоровской иконы: Богомладенец изображен в полный рост, а его левая нога до колена обнажена. Считается, что оголенная плоть символизирует предстоящие смертные муки Иисуса. Кроме того, взгляд Богородицы печален. Она предвидит тяжелую судьбу Сына. Жест левой руки Богородицы похож на нежное прикосновение, и мы видим четкую диагональ.

Поскольку с XVII века (после того, как икона стала считаться фамильным достоянием царской семьи) появлялось много копий святыни, то немного изменились традиции написания Образа. По периметру начали добавлять сюжеты об истории происхождения и чудесах иконы.

Феодоровская икона со сказанием. Вторая половина XVIII века.

Феодоровская икона со сказанием. Вторая половина XVIII века

Через несколько лет после октябрьской революции ее единственный раз вывезли из Костромы (место нахождения иконы с XIII века) в Москву на реставрацию. Тогда исследователи сделали вывод, что большая часть древней живописи утрачена. Однако достаточно хорошо сохранилось изображение на обратной стороне, которое и подтвердило факт ее древнего происхождения.

На обороте иконы Богородицы изображена святая великомученица Параскева Пятница. На ней богатая княжеская одежда красного цвета с золотым рисунком. Руки сложены в молитве.

Великомученица Параскева Пятница. XII век.

Великомученица Параскева Пятница. XII век

 

Как мы уже говорили, согласно легенде, образ Богородицы, позднее названый Феодоровским был написан евангелистом Лукой. Неизвестно какими путями попала икона в небольшой волжский город Городец, но по легенде именно там она была обретена благоверным князем Георгием Всеволодовичем в небольшой часовне в XII веке. Позднее на этом месте князем Ярославом Всеволодовичем (отец Александра Невского), который был в крещении Феодор (в честь Феодора Стратилата), был основан Городецкий Богородицкий монастырь. По одной из версий, именно в честь отца Александра Невского икону и стали называть Феодоровской.

В 1239 году Городец был сожжен монголо-татарами, а образ исчез. Впрочем, скоро его чудесным образом снова нашли и перевезли в Кострому.

Есть несколько версий этого повторного обретения. По одной из них, Костромской князь Василий Ярославич (младший брат Александра Невского), преследуя на охоте зверя, случайно увидел на сосне икону вблизи речки Запрудни. Он попытался снять ее, но она поднялась на воздух. Обретенная святыня была торжественно со многочисленным крестным ходом принесена в Кострому.  В это же самое время в Костроме многие жители видели, как какой-то воин прошел по городу, пронося в руках икону. Этот воин был похож на изображение святого великомученика Феодора Стратилата, который считался покровителем Костромы, и в честь которого отец Александра Невского построил в Костроме собор. Именно в этот собор и была принесена икона, после чего и стала наименоваться Феодоровской. В память этого обретения чудотворной Феодоровской иконы было установлено празднование, совершаемое 29 августа (16 августа по старому стилю).

Известно, что в том же 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына — благоверного великого князя Александра Невского — на брак с Александрой, дочерью полоцкого царя князя Брячислава. И здесь раскрывается еще одна особенность Феодоровской иконы. Как мы уже говорили, на обороте изображен образ святой великомученицы Параскевы Пятницы, которая на Руси является покровительницей невест и свадеб. По версии ученых считается, что изображение было сделано либо в начале XII века на заказ для Городецкого монастыря, либо в первой половине XIII века по инициативе князя Ярослава Всеволодовича. Поэтому и самой Феодоровской иконе Божией Матери молятся женщины о беременности и благополучных родах.

За время пребывания Феодоровской иконы в Костроме было явлено много чудесных событий: дважды горел Костромской собор, и дважды икона оставалась невредимой в огне. Защитила город эта икона и от монгольского войска в 1260 году. По легенде перед русским войском проскакал Федор Стратилат с иконой и она просияла дивным светом, который ослепил захватчиков.

Чудо от Феодоровской иконы Божией Матери в битве у Святого озера (фрагмент иконы со сказанием).

Чудо от Феодоровской иконы Божией Матери в битве у Святого озера (фрагмент иконы со сказанием)

 

Новая всероссийская волна почитания Феодоровского образа связана с воцарением новой правящей династии Романовых в 1613 году. Именно этим святым Ликом мать (инокиня Марфа) благословила сына Михаила Федоровича Романова на царствование. Историческое событие произошло в Костромском Ипатьевском монастыре, где будущий царь жил вместе со своей матерью. Именно туда прибыла делегация из Москвы, чтобы уговорить Романовых взойти на престол.

Михаил Федорович Романов. Парсуна второй половины XVII века.

Михаил Федорович Романов. Парсуна второй половины XVII века

Произошло это 14 марта (27 марта по новому стилю) 1613 года, и потому в этот день впоследствии было установлено еще одно празднование Феодоровской иконе. В Москве – в Большом Кремлевском дворце, в церкви Рождества Богородицы «на сенях», — с того времени хранился чтимый список с подлинной чудотворной иконы, пребывавшей в костромском Успенском соборе. Список этот привезла в Москву из Костромы сама инокиня Марфа.

Воцарение Михаила Федоровича ознаменовало собой окончание смутного времени на Руси.

Феодоровская икона особо почиталась всей династией Романовых. В послепетровское время принимавшим православие иноверным невестам наследников русского престола именно в ее честь часто давалось отчество Федоровна (Феодоровна).

  • Мария Федоровна — супруга Павла I;
  • Александра Федоровна — супруга Николая I;
  • Мария Федоровна — супруга Александра III;
  • Великая княгиня Елизавета Федоровна — супруга великого князя Сергея Александровича;
  • Александра Федоровна — супруга Николая II.

Феодоровская икона сопровождала династию Романовых от первого до последнего дня. Царица-мученица Александра Федоровна особенно чтила Феодоровскую икону. В Царском Селе ею был выстроен Феодоровский собор с Феодоровским городком вокруг него.

Феодоровский государев собор в Царском селе.

Феодоровский государев собор в Царском селе

В доме Ипатьева в Екатеринбурге после кровавой расправы над царской семьей был найден образ Богоматери Феодоровской, без которого Александра Федоровна никуда не выезжала.

В 1930-х годах костромской Успенский собор — место постоянного многовекового пребывания явленной иконы — был разрушен. Но древний образ не пропал, а был передан сначала в церковь Иоанна Златоуста, а затем в храм Воскресения на Дебре, долгие годы служивший кафедральным собором Костромской епархии. Перед этим образом никогда не прекращалось народное моление. В 1991 году главная святыня Костромы была торжественно перенесена в восстановленный после страшного пожара 1982 года и возвращенный церкви Богоявленско-Анастасьинский кафедральный собор Костромы, где и пребывает до сих пор.

Богоявленско-Анастасьинский кафедральный собор, г. Кострома

Богоявленско-Анастасьинский кафедральный собор, г. Кострома

 

Икона имеет множество списков.

Один из таких списков с явленного чудотворного образа находился в Троице-Феодоровском монастыре нашего города. Монастырь в Казани был основан на рубеже ХVI–ХVII века, при непосредственном участии митрополита Ермогена. Икону Феодора Стратилата в 1607 году туда вложил казанский воевода князь Иван Иванович Голицын. Согласно данным из Православной энциклопедии, список с древней Костромской Феодоровской иконы вложила в 20х годах  XIX века боярыня Ольга Афанасьевна Лукина.

Троице-Феодоровский монастырь, г.Казань

Троице-Феодоровский монастырь, г.Казань.

В 1900 году монастырь был преобразован из мужского в женский. Именно в этот период увеличился поток богомольцев на поклонение местночтимой Феодоровской иконе. В 1905 году в него из Казанского Богородицкого монастыря на должность казначеи была переведена заведующая иконописной мастерской монахиня Анфия, ставшая позже его игуменьей. Икону её работы вы можете также увидеть в экспозиции нашего музея. В настоящее время монастыря не существует. Феодоровский бугор, на котором он стоял, частично был срыт перед поднятием уровня Волги в 50х годах        ХХ века, сейчас на этом месте находится здание Национальной библиотеки Республики Татарстан. Главная святыня монастыря – список с древнего Костромского образа в настоящее время находится в Никольском кафедральном соборе нашего города (на улице Баумана).

Феодоровская икона Божией Матери очень почиталась на всей территории России, и конечно же Казанская епархия не была исключением. Образ был очень молитвенно востребован, и иконописицы Казанского Богородицкого монастыря писали его в своей неповторимой манере. Именно такую икону вы можете увидеть в экспозиции Музея Казанской Иконы.

Феодоровская икона Божией Матери. Мастерская Казанского Богородицкого монастыря. Начало XX века

Феодоровская икона Божией Матери. Мастерская Казанского Богородицкого монастыря. Начало XX века

 

В статье использованы материалы:

  1. Костромская митрополия. Феодоровская Чудотворная икона Божией Матери
  2. Правмир. Чудотворная икона Божьей Матери «Феодоровская»
  3. Феодоровская икона Божией Матери (Федоровская)
  4. Московский патриархат. Святая мученица Параскева, нареченная Пятницею
  5. Глобус митрополии. Феодоровский Государев собор в Царском Селе
  6. Православие. Икона Божией Матери Феодоровская празднование 14 / 27 марта, 16 / 29 августа
  7. «Иконы мастерской Казанского Богородицкого монастыря — свидетели истории Казанского края». Издательство Сергея Бузукина. Казань, 2019 / Купить книгу
  8. Лик Пречистой. Воплощение и жизнь в веках Богородичных образов. Записки иконописца. Москва, 2016
Обсудить