Купить билет
Ru
17.04.2020 Блог

«Воскресение Христово». Благословение из Иерусалима.

У многих людей при посещении храмов в дни Святой Пасхи может возникнуть легкое недоумение — на центральном аналое (так называется тумба с наклонной доской, подставка для икон) в разных церквях могут лежать разные по своему сюжету иконы этого праздника.

В одном месте верующий увидит изображение Христа, выходящего из отворенной пещеры. В другом случае перед ним предстанет более сложная композиция, на которой Спаситель выводит людей из ада. А на некоторых главный участник событий — Христос, вообще не изображается, и мы можем увидеть лишь погребальные пелены Спасителя, ангела и жен-мироносиц. Это связано с тем, что икона «Воскресение Христово» основана на не вполне канонических источниках информации. Ни в одном из четырех Евангельских текстов нет описания этого события, т.к. никто из учеников Иисуса Христа не был этому свидетелем, а человеческое сознание не в силах даже умозрительно представить этот процесс, тем более выразить его графически. Поэтому канон (правило, догма) изображения Воскресения Христово складывался достаточно долго.

Одним из самых последних и пришедший к нам из западноевропейской живописи, сложился образ, который представляет собой не символическую композицию, а является живописным отображением евангельских событий. В коллекции икон Музея Казанской Иконы есть несколько подобных образов.

На иконе изображен Христос, выходящий из погребальной пещеры. Он держит в руках знамя победы над смертью. На хоругви начертан крест, обычно красного цвета. На руках и ногах изображаются раны от вбитых в плоть гвоздей при распятии на кресте.

В нижней части иконы — ангел в сияющих одеждах, сидящий на камне, отваленном от дверей пещеры и жены-мироносицы, принесшие на гроб сосуды с миром. В пещере лежат погребальные пелены Господа. В этой иконе соединены два извода изображения Воскресения: самый древний — Жены-мироносицы у Гроба Господня и самый поздний — собственно само Воскресение Спасителя.

Часто изображалась не пещера, а просто саркофаг с откинутой погребальной крышкой, а помимо ангела и жен-мироносиц, римские воины, упавшие в страхе от такого видения.

Приведенные выше иконы написаны в Иерусалиме и привезены в Россию паломниками в конце XIX века, что подтверждают и подписи на обороте икон.

В этом смысле, особенно интересна икона из коллекции нашего музея «Воскресение Христово», подаренная в 1891 году Федору Васильевичу Коробову.

Подпись на этой иконе достаточна подробна. Исходя из неё, мы можем предположить, что икона была написана в общине святого преподобного Георгия Хозевита. Этот монастырь является одной из древнейших христианских обителей. Он расположен в Иудейской пустыни к западу от Иерихона, основан в V веке монахом-египтянином Иоанном. Преемником его в VI веке стал Георгий, именем которого и был назван монастырь.

Место для обители выбрано было неслучайно. Это место, как сказано в Библии, указано было Богом для жительства пророку Илии в период трёхлетней засухи в Израиле. Пещера пророка, куда вороны приносили ему пищу, сохранилась, в ней находится церковь его имени. Здесь же, по преданию, святой Иоаким получил от Ангела известие, что его жена, праведная Анна родит долгожданную дочь, Пречистую Деву Марию. В память о том, как Иоаким и Анна вымолили себе у Бога дитя, соборный храм обители посвящён празднику Рождества Богородицы.

Персидское нашествие 614 г. принесло огромный ущерб монастырю. Персы убили 14 монахов, разрушили монастырские постройки, оставшиеся в живых монахи ушли из монастыря. Св. Георгий пытался возвратить монастырь к жизни, но безуспешно, крестоносцам в 1179 г. это тоже не удалось, к XIII в. монастырь совсем опустел.

Лишь в 1878 г. греческий монах Калиникос с монахами Святогробского братства приступили к восстановлению обители. Реставрация монастыря была завершена в 1901 г.

Возможно, что среди монахов, пришедших сюда вместе с греком Калиникосом, были и русский по происхождению иконописец, написавший эту икону, привезенную впоследствии в Россию, с благословением со святой Земли.

Во второй половине XIX века паломничество всё больше и больше расширяло свои границы. Многие русские пилигримы достигали Святой Земли и привозили оттуда иконы, написанные местными, в первую очередь, греческими мастерами. Подобные Иерусалимские иконы открывают экспозицию Музея Казанской Иконы. Эти яркие работы кисти греческих и русских мастеров написаны с использованием прозрачных лаков красного, зеленого и охристого оттенка. Лаки такой же цветовой гаммы становятся характерным признаком икон, писанных в иконописной мастерской Казанского Богородицкого монастыря. Их обильное использование становится своеобразной визитной карточкой для мастерской Казанского монастыря и практически не встречается в других российских монастырских центрах иконописания, даже более известных в то время. Это отмечает кандидат искусствоведения Я.Э.Зеленина во вступительной статье о монастырских иконах для каталога выставки, проходившей в Казани в 2016 году в рамках мероприятий, посвященных воссозданию собора Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого монастыря. Она пишет, что «ни в одном из этих мест так последовательно не употреблялись цветные лаки. Эта черта художественного почерка казанских сестер, вероятно заимствована из иконописи Святой Земли, у работавших там арабских или греческих мастеров. Их произведения, не столь богато орнаментированные, нередко имеют близкую цветовую гамму, построенную на сочетании открытых красных, зеленых, охристых оттенков».

Конечно же, не только Иерусалимские иконы служили источником вдохновения для казанских монахинь-иконописец. Изучая, написанные ими иконы, ученые-искусствоведы находят переклички и с другими иконописными центрами. Какими? Многое еще предстоит изучить, а многое вы уже можете узнать в Музее Казанской Иконы.


В статье использованы материалы с сайтов: