Купить билет
Ru
25.03.2020 Блог

Есть такая профессия — иконы писать

Что такое профессия? А что — призвание? Всегда ли эти понятия совпадают? Эти вопросы становятся особенно интересны, когда сталкиваешься с молодой девушкой и узнаешь, что в наше время, когда многие при выборе будущего ставят во главу угла зарабатывание денег, а она выбрала для себя такое занятие, как иконопись.

Что привело её к этому, какие перспективы развития она видит, насколько актуальна и востребована эта профессия сейчас? И самое главное — каким должен быть внутренний мир человека, который пишет не просто пейзажи и портреты, а ИКОНЫ? Все эти и другие вопросы мы задали Анастасии Колесовой — молодой девушке, которая выбрала для себя особый путь — путь иконописца.

Анастасия Колесова, студентка Курской православной духовной семинарии.

— Здравствуйте, Анастасия! Расскажите немного о себе, своем детстве и семье, в которой Вы выросли. И нам, и нашим читателям очень интересно узнать о том, как в человеке рождается желание писать иконы.

— Добрый день. Меня зовут Колесова Анастасия Николаевна. Мне 23 года. Родилась я в г.Усолье-Сибирское, а в 7 лет переехала в Казань. Закончив общеобразовательную и художественную школу, поступила в Казанское художественное училище имени Фешина на отделение ДПИ и закончила его с отличием. Родители не имеют отношения к искусству, папа автослесарь, мама экономист. Желание заниматься иконописью вошло в мое сердце постепенно. С раннего детства я любила рисовать, мечтала стать художником и всю жизнь шла к этой цели. Помню, ещё когда я училась в художке, кто-то пошутил, что я стану иконописцем, но мне эта шутка не понравилась и я сказала, что не хочу быть иконописцем и никогда им не стану. Потом во время обучения в училище, мне попала в руки книга Сергея Жигалова «Дар над бездной отчаяния», там рассказывается о человеке без рук и ног, он научиться рисовать, держа кисть во рту, и стал писать иконы. Меня поразила целеустремлённость и великая сила духа этого человека. Но иконопись казалась мне чем-то далеким, недосягаемым, непонятным, слишком сложным, ответственным и глубоко духовным занятием. В общем не для меня. Я отложила книгу и забыла про всё это. Закончив училище, я пошла работать в школу. Учиться дальше я вовсе не собиралась. Но занимаясь преподаванием, я поняла, что хочу не учить кого-то, а творить самой. И решила пойти учиться дальше. Выбирая куда же поступать, я остановилась на иконописи.

Родилась я в православной семье и с детства росла в вере. православная. С детства росла в православной вере. Бог и Церковь имеют для меня очень важное значение и стоят на первом месте. У меня появилось желание объединить в своей жизни религию и творчество, поэтому я заинтересовалась иконописью.

Изначально я поступала в Московскую духовную академию в Троице-Сергиеву лавру на иконописное отделение. Не поступила, но меня перенаправили в Курскую православную духовную семинарию. Я согласилась и сейчас учусь на втором курсе. Всего учиться пять лет. Самый главный предмет – это, конечно же, иконопись. Им мы занимаемся с утра до вечера каждый день. В нашей школе огромное внимание уделяется рисунку, поэтому мы рисуем один и тот же образец по три раза: рисунок карандашом, рисунок кистью и гризайль. Ещё есть такие предметы, как церковнославянский язык, катехизис, иконография или история иконописи, общецерковная история, история русской православной церкви, ветхий и новый завет, нравственное богословие. Ещё желающим предоставляется возможность научиться церковному пению.

На занятиях по иконописи.

— Какие иконы Вы уже написали?

— Я ещё не написала ни одной иконы, т.к я только учусь. Возможно, первую икону мне дадут в следующем учебном году. А пока я тренируюсь на таблетках (залевкашенных фанерках), учусь работать с натуральными пигментами, копирую фрагменты икон.

Пока я только учусь иконописи, всё мне кажется новым и интересным. На данном этапе самое сложное освоить краски. Привыкнуть к необычным свойствам натуральных пигментов. Понять сколько нужно добавлять яичной эмульсии в краску, чтобы работа не была слишком жирной или, наоборот, когда мало эмульсии работа начинает «жухнуть», высветляться, покрываться белым налетом. Ещё для меня было величайшим открытием при написании синих одежд для получения синего цвета использовать черный + белый, причем получился не серый, а хороший синий цвет. Это сломало все устоявшиеся правила в моей голове.

За время обучения хочется успеть нарисовать как можно больше святых образов. Преподаватели предоставляют возможность самим выбирать образцы, которые нравятся. Главный критерий, чтобы образец был древним и понятным для обучения. Больше мне нравится древнерусская иконопись: иконы Андрея Рублева и иконы Кирилло-Белозерского монастыря. А также очень впечатляет византийская икона.

Учебные эскизы икон.

— Вы изучаете историю церковного искусства?

— Это один из самых интересных и важных предметов. Конечно, время вносит свои коррективы в церковное искусство. Например, всё чаще можно встретить реалистические изображения. Но мне больше нравятся иконы, написанные строго по канонам. Каноны — это не только свод правил, но и красивый язык, сформированный веками, который наиболее точно может передать духовный мир.

Фрагменты эскиза иконы.

— Какова технология написания иконы? Изменился ли этот процесс с течением времени?

— С древних времён сохранились технологии написания икон. И в настоящее время можно написать икону по древним традициям. Например, в нашей иконописной школе учат работать по древним технологиям. Для создания иконы используются только натуральные материалы: левкас (мел, менздровый или желатиновый клей), краски. Используем только натуральные пигменты, которые готовим вручную, натирая на специальном растирочном столе.

Этапы прорисовки иконы.

— Как Вы думаете, обязательно ли быть православным человеком, чтобы писать иконы?

— На мой взгляд, это — обязательно! Писать иконы может только действительно верующий человек, который активно участвует в церковной жизни: посещает Богослужения, участвует в Таинствах. По сути, жизнь иконописца ничем не отличается от жизни обычного христианина. Возможно, просто с него больше спроса (как и со священников) на него смотрят, как на пример. Но все мы люди, все делаем ошибки, падаем, поднимаемся и идём вперёд. В работе иконописца молитва — главное. Иконописец это — кисточка в Божиих руках. Он творит икону с Божией помощью.

— Что планируете делать после окончания обучения? Где работать? Хотели бы попробовать себя в реставрации?

— После окончания обучения я вернусь в Казань и буду писать иконы на заказ. Хотела бы заниматься этим дома или в своей мастерской. Мне уже посчастливилось попробовать себя в реставрации. Правда мы реставрировали совсем новые потрескавшиеся иконы. Я научилась снимать лак с золота, расшивать трещины, залевкашивать их, зачищать и золотить. Это был интересный опыт, и я бы хотела научиться реставрировать древние иконы.

— Большое спасибо, Анастасия, что смогли уделить нам время. Здоровья Вам и Божией помощи в Ваших начинаниях.