Дорожные «путевые» и нательные иконы
«Только то иконописное произведение может удовлетворить всех и каждого, которое, с религиозным одушевлением, соединяет верность природе, как во всех очертаниях фигуры, так и в ее движении и выражении.»
— Ф. И. Буслаев, профессор.
Икона является неотъемлемой частью православной традиции. С давних времен священный образ сопровождает верующего человека в любой жизненной ситуации. Существует огромное количество икон, которые отличаются друг от друга по многим характеристикам: по сюжету, местонахождению, стилистике, по количеству изображаемых персонажей и др.
Сегодня мы хотим поговорить об иконах, которые отличаются от других своими небольшими размерами, что делает их очень удобными и популярными в наши дни.
Миниатюрные образки всегда удобно носить с собой. Однако, подобные изделия полюбились христианами еще в глубокой древности. Мы привыкли называть такие иконы «дорожными» и «нательными», но исторически, разные виды небольших икон назывались по-разному и были представлены в еще более разнообразных формах, чем сейчас. Что же стало прообразом современных изделий, которые мы часто используем в повседневности?
Изначально первые миниатюрные предметы религиозного содержания попали к нам из Византии. После крещения Руси греческие образцы стали копироваться, перерабатываться и размножаться, а к XII веку было налажено собственное серийное производство нательных икон, наперстных крестов и других изделий. На них появились изображения русских святынь.
Большинство подобных миниатюрных образков были отлиты из различных медных и оловянисто-свинцовых сплавов. Это объясняется понятностью техники и дешевизной материала. До наших дней эти образки сохранились во многом благодаря тому, что после раскола церкви старообрядцы продолжали бережно сохранять подобные реликвии.
Помимо утилитарного смысла в использовании меди, был еще и смысл символический: по библейскому преданию пророк Моисей «сделал медного змея и выставил его на знамя, и когда змей жалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив». А согласно народным поверьям, медь имела еще и исцеляющие свойства.
Основным центром производства медного литья в конце XI — начале XIII веков являлся Киев, а в XIV–XV веках лидирующее место занял Новгород Великий.
Поскольку Новгород, в отличие от многих городов Юго-Восточной Руси, не испытал на себе монгольское нашествие, то сумел сохранить свою особую технику. Ближе к XV веку сложилась новгородская школа медного литья. Особенность этой школы — укрупненность деталей и изображений в небольших образках. Состав святых обусловлен локально и географически: преобладают святые Никола и Георгий, Власий и Иоанн Милостивый, Косма и Дамиан, Борис и Глеб. Постепенно под воздействием народного вкуса композиция упростилась.
Ближе к XVI веку стала использоваться красная медь, а форма изделий очень часто напоминала квадрат. Популярностью стали пользоваться и двухсторонние изображения.
В XVI — XVII веках первенство в производстве перешло Москве, но уровень литья при этом резко упал. Одна из причин этого — проведение церковной реформы Никона в 60-х годах XVII века, при которой в Россию хлынули религиозные новшества, отличающиеся от консервативной традиции русского церковного литья.
Таким образом, после раскола церкви и появления старообрядцев во второй половине XVII века произошли изменения и в литейном искусстве. Чуть позже, в петровское время, медное литье было признано официально нелегальным.
Однако в XVIII веке старообрядцы продолжили традицию медного литья, но уже в своем ключе. Центром вплоть до первой половины XIX века стало Поморье, поскольку именно туда ссылали раскольников и еретиков.
Стоит сказать, что ношение небольших образков в XIX веке было популярно не только у старообрядцев. Поскольку официальное государственное производство было ниже по качеству, то образки старообрядческого типа были популярны на всей территории России.
В связи со спросом на меднолитые иконы, складни и кресты, в XIX веке были организованы литейные мастерские в Москве. Но произведения московских мастерских отличались от поморских: они тяжелее по весу, чересчур декоративны и имели стекловидную эмаль.
Итак, как уже стало понятно, произведения отечественного литья были разнообразными: кресты, иконы, складни и многие другие. Иконы различались размерами, обработкой и техникой выполнения.
Мы хотим более подробно остановиться на нательных медных образках, некоторые виды которых и сейчас можно увидеть не только в музеях и частных коллекциях, но и в квартирах обычных людей, получивших уникальное наследие от родственников.
Самое главное — у таких икон были разные типы отливок:
1. Змеевики
Сегодня их известно более 30 типов. Термин был впервые применен в XIX веке по отношению к нагрудным иконам, на лицевой стороне которых изображен христианский образ, а на оборотной — голова (личина) в окружении змей, либо змееногая фигура. Туда также помещался текст заговора или молитвы. Подобная традиция взята из Византии.
2. Иконы-энколпии
Иконы-энколпии существовали на Руси недолго. Скорее всего, они появились в период многочисленного паломничества на Святую Землю. По своему значению имели много общего с ковчегами-мощевиками, поскольку имели частицы облачения святых.
3. Путные (дорожные) панагии (греч. «всесвятая»)
Изделие из двух круглых створ, предназначенное для хранения частиц Богородичного хлеба (просфоры). Освященный во имя Богоматери на монастырской трапезе хлеб брали с собой в дорогу как спасительное средство в пути. Для этого и нужны были путные двустворчатые панагии. Их еще иногда называют «воротные», «походные» и «складные».
Стоит отметить, что особенностью меднолитой мелкой пластики является не только форма, но и сюжеты. Это, прежде всего, евангельские и крайне редко библейские истории. Именно в медном литье раньше всех стали изображать евангельские праздники и местночтимых святых. Часто иконы содержат в себе растительный или геометрический орнаменты.
Нательные иконы предназначались для ношения под одеждой, а сами изображения обычно располагались на лицевой стороне (хотя встречаются и двухсторонние экземпляры). Оглавие всегда имело отверстие для носки на шнуре. В ранний исторический период образки включались в состав женских ожерелий вместе с различными бусами и привесками.
Считалось, что путные (дорожные) иконы обладали охранительной функцией. К примеру, змеевики с изображением святых воинов-мучеников служили амулетами против немощи и болезней и предназначались прежде всего для «благословения на войну». Такая традиция ношения воинами на груди металлических путных икон восходит к глубокой древности. На византийских медальонах часто помещали образы святых воинов с надписью «Господи, помоги носящему меня». Зачастую такие иконы сохранялись в качестве семейных реликвий и передавались по наследству. К святым заступникам и покровителям обращались с просьбой о помощи или с благодарственной молитвой после удачного завершения дел. Такие образки, к примеру, в XIX веке выдавали выпускникам военно-учебных заведений.
И сегодня нательные и дорожные иконы носят не просто так. Конечно, технология изготовления таких икон значительно изменилась, но смысл и значение сохранились. Сейчас чуть ли не в каждом втором автомобиле можно встретить небольшие иконки, а современные девушки предпочитают подвески с образками из серебра и золота.
Помимо небольших икон, отлитых из металла, еще одной неотъемлемой частью русского религиозного искусства являются деревянные резные иконы. Более подробно о таких иконах мы расскажем в нашей следующей статье.
Литература:
- Буслаев Ф. И. Общие понятия о русской иконописи.
- Гнутова С. В. Медная мелкая пластика Древней Руси (типология и бытование).
- Гнутова С. В., Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI — начала XX века.
- Коршунков В. А. Дорожная традиция России. Поверья, обычаи, обряды.
- Квятовский В. Ю. Нательные иконки-образки XIX в.
- Зотова. Е. Я. Медное художественное литье XVIII-начала ХХ вв. старообрядческих мастерских г. Москвы: Источниковедческое исследование.
- Принцева М.Н. Поморское медное литье: Истоки, особенности, эволюция.
- Пругавин А.С. Старообрядчество во второй половине XIX в. М., 1904.
- Станюкович А. К. Неизвестные памятники русской металлопластики.
- Савина Л. Н. К истории производства и бытования медного художественного литья в XIX — начале XX вв.