Купить билет
Ru
10.03.2023 Блог

Деревянные складни

Мы уже рассказывали вам о происхождении и эволюции меднолитых дорожных и нательных икон и складней. В этой статье мы подробно остановимся на изделиях из дерева.

Напомним, что складни — это определенный тип образков, представляющий собой складывающуюся конструкцию из нескольких икон. Наибольшее распространение на Руси получили трехчастные складни, в которых средняя часть прикрывается двумя боковыми створками.

Деревянные складни, как правило, небольшие и очень удобные в использовании.

Такие складни имеют разный вид:

  1. Нательные и нагрудные — это индивидуальные складни.
    Они предназначены для личного ношения и удобны в использовании, так как имеют небольшие размеры.
  2. Киотные (ставные) — складни побольше.
    Такие обычно располагаются дома в специально отведенном для них месте.

Стоит отметить, что в католической традиции существовал свой «аналог» складней. У католиков подобная складная иконографическая конструкция называлась «створчатый алтарь». Его не стоит путать с православными складнями, т.к. в России это не более двух-трех икон, соединяющиеся петлями, тогда как католические створчатые алтари могли иметь четыре и более створок.

Гентский алтарь. Ян Ван Эй. XV век

Гентский алтарь. Ян Ван Эй. XV век.

Православные складни предназначались для личного пользования. Они редко встречались в храмах и часовнях. Из-за своего массового характера, складни были разными по своей основе. К примеру, русские купцы в средние века — будучи основными заказчиками икон — предпочитали складни, выполненные на основе металла, с тончайшим письмом и богатой отделкой. Среди них встречались и настоящие произведения искусства — инкрустированные складни с добавлением драгоценностей.

Позднее, серийный характер стали иметь деревянные складни.

С древнейших времен дерево, несомненно, было наиболее распространенным материалом для культовой скульптуры мелкой пластики. Помимо легкой доступности материала, здесь был очень важен и смысл — дерево всегда ассоциируется с древом познания, которое было насажено Творцом в Эдемовом саду. Из дерева также был сделан Крест Распятия Христа.

Несмотря на то, что древние деревянные иконы-складни сохранились в малом количестве, сегодня мы знаем, какой исторический путь они преодолели.

Первые находки датируются XI веком, а в XII веке в Новгороде была открыта мастерская Олисея Гречина. В то время складни использовались в качестве сопровождения в поездках и походах. К сожалению, ранние образцы деревянных складней не дошли до нашего времени. Сохранить древний облик деревянных складней помогала реконструкция на основе меднолитых изделий, выполненных по оттискам деревянных моделей.

Вдохновителями для мастеров мелкой пластики были работы Андрея Рублева, Даниила Черного и их помощников.

Троица. Андрей Рублев. XV век

Троица. Андрей Рублев. XV век.

Лоно Авраамово. Даниил Черный. Фреска, 1408 г.

Лоно Авраамово. Даниил Черный. Фреска, 1408 г.

Основными центрами изготовления образков были монастыри. В Москве в XV веке мелкими иконками занимался мастер Амвросий из Троице-Сергиева монастыря. Складни он выполнял в византийской технике. Скорее всего, его работы носили элитарный характер, т.к. мастерская работала в частном порядке. Примером его работы могут послужить резные иконы из дуба с изображением двенадцати праздников (на створках) и предстоящими у креста Богоматерью и Иоанном Богословом (на среднике). Резные изделия из дерева были вставлены в золотой ковчег, украшенный искуснейшей сканью и имеющий сложные гравированные надписи вязью исторического и литургического содержания.

Икона-складень работы Амвросия. 1456 г.

Икона-складень работы Амвросия.
Резьба по дереву, золото, скань. 1456 г.

Золотая оправа складня свидетельствует о расцвете сканного искусства в XV веке. Круто загнутые завитки с мелкими отростками свободно разбросаны по всей поверхности оправы, они подчеркивают живописность узора. Икона-складень была выполнена по заказу игумена Троице-Сергиевой Лавры Вассиана Рыло.

Большинство складней писались под заказ. В XVI–XVII веках до раскола Церкви складни подписывали: на обороте часто можно было встретить имя заказчика или иконописца. Позднее старообрядцы практически перестали подписывать иконы. Это было связано с тем, что занятие иконописью для староверов приравнивалось к раскольничеству и было наказуемым. Таким образом, небезопасно было оставлять свое имя на складнях.

Несмотря на то, что складни обычно вырезали под конкретного заказчика, выбор сюжетов часто зависел не только от его личных пожеланий. Как и в иконописи, здесь находили своеобразное отражение исторические события.

Уже позднее, в эпоху Петра I, указом Святейшего Синода от 1722 года было запрещено применять резные иконы в убранстве храма и личном пользовании. Однако это не остановило развитие традиции деревянных складней.

В XIX веке складни стали помещать в киот под стекло. Иконы, как правило, в таких складнях украшались серебряными окладами, иногда с эмалями. В среднике изображались большей частью Спас или Богородица, в створках Ангел-хранитель и архангелы.

Помимо резных деревянных икон, также бытовали иконописные складни, особенно напоминающие нам современные. Популярными стали так называемые невьянские иконы (в XVIII-XIX вв. Невьянск был центром иконописания Урала. Невьянская икона — это вершина уральского горнозаводского старообрядческого иконописания).

Складень трехстворчатый. Дерево, медный сплав. Первая половина XVIII в.

Складень трехстворчатый. Дерево, медный сплав. Первая половина XVIII в.
По бокам — святые, в центре — Спас Вседержитель на престоле с предстоящими Богоматерью и Святым Иоанном Предтечей и коленопреклоненными святыми.

Такие складни были востребованы среди купцов-старообрядцев. Большинство таких складней очень высокого уровня живописи, на них хорошо прописывали не только фигуры святых, но и заполняли фон иконы. С течением времени такие складни становятся ярче. Красный цвет начинает приобретать особую популярность.

Складень двухстворчатый. Дерево. Середина XIX в.

Складень двухстворчатый. Дерево. Середина XIX в.
Левая створка — Святой Николай Чудотворец, Архангел Михаил, Ангел-хранитель. Правая створка — Святые Георгий, Уар, княз Владимир.

Однако, подобные складни были достаточно локальным явлением и распространялись в основном в боярской старообрядческой среде.

В XIX веке особого расцвета достигли два центра, в которых массово создавали небольшие резные деревянные иконы — это Киев (для паломников в Киево-Печерскую Лавру) и Сергиев Посад (для паломников в Троице-Сергиеву Лавру).

Нельзя не сказать про чудесного мастера этого периода — резчика Ивана Хрустачева. Он жил и работал в Сергиевом Посаде, изготовляя вместе с сыновьями небольшие иконы, кресты и складни для паломников Троице-Сергиевой Лавры. Мастер не раз удостаивался наград на российских и всемирных научно-промышленных выставках. За свои достижения указом Николая II был пожалован личным дворянством.

Выполненные им иконы и сегодня поражают зрителя тонкостью резьбы, великолепным пространственным решением, свободной и непринужденной манерой. Из небольших кусочков кипарисового дерева мастер создавал настоящие шедевры.

Святая троица со святыми. И. С. Хрустачёв

Святая троица со святыми. И. С. Хрустачёв.
Дерево, резьба. Конец XIX — начало XX века.
Из частной коллекции.

В работах мастеров Киево-Печерской и Троице-Сергиевой Лавры можно отметить свои особенности в приемах резьбы, темах и мотивах.

В Сергиевом Посаде больше внимания отдавали, безусловно, образу преподобного Сергия Радонежского.

Складень трехстворчатый. Казанская икона Божией Матери с избранными святыми.

Складень трехстворчатый. Казанская икона Божией Матери с избранными святыми.
Дерево, резьба. Троице-Сергиева Лавра. Вторая половина XIX — начало XX вв.
Из собрания Музея Казанской Иконы.

Для Киево-Печерской Лавры характерными сюжетами были изображения старцев-основоположников монашеского движения, основателей самой Лавры — преподобных Антония и Феодосия Печерских, которых часто изображали вместе с еще одним местночтимым подвижником — преподобным Иоанном Многострадальным.

Складень трехстворчатый. Казанская икона Божией Матери с избранными святыми.

Складень трехстворчатый. Казанская икона Божией Матери с избранными святыми.
Дерево, резьба. Киево-Печерская Лавра. Вторая половина XIX — начало XX в.
Из собрания Музея Казанской Иконы.

В начале ХХ века складни стали пользоваться еще большей популярностью из-за увеличения числа паломников на Святую Землю. Оттуда в большом количестве привозились паломнические резные иконы, но нужно отметить, что качество таких паломнических деревянных икон почти всегда было очень невысоким, можно сказать даже грубоватым.

Иконы-складни всегда пользовались спросом как у дворян, так и у обычных крестьян. Такие иконы удобно брать с собой в дорогу, поскольку они закрываются на специальное крепление, защищены от воздействия внешней среды, удобны в любой обстановке. Икону-складень можно ставить на горизонтальную поверхность или разместить на стене.

И сегодня деревянные складни удобны и органичны в использовании. Популярными являются небольшие иконки с написанными образами. Такие иконы имеют яркий и запоминающийся внешний вид, в котором сплетены древние традиции и современные тенденции. Подобные складни вы можете приобрести в Музее Казанской Иконы.

Складень дорожный Смоленская (Седмиезерная) икона Божьей Матери

2 200 ₽ Купить

Складень дорожный Смоленская (Седмиезерная) икона Божьей Матери

Складни дорожный Казанская и Седмиезерная иконы Божьей Матери

от 650 ₽ Купить

Складни дорожный Казанская и Седмиезерная иконы Божьей Матери

 

Литература:

  1. Пуцко В. Г. Византийский стиль в московской деревянной резьбе XV в.
  2. Пуцко В. Г. Новгородские деревянные резные иконки XV-XVI вв. как произведения пластического искусства.
  3. Николаева Т. В. Древнерусская мелкая пластика XI-XVI веков.
  4. Лазарев В. Н. Живопись и скульптура великокняжеской Москвы.
  5. Свирин А. Н. К вопросу о связях художественной культуры Древней Руси с античным миром.
  6. Ханенко Б. И. Древности русские, кресты и образки.
Обсудить