Купить билет
Ru
20.07.2024 Пресса о нас

Тимур Валиуллин поделился историями и мифами Казанской иконы Божьей Матери

21 июля православные отмечают явление иконы Пресвятой Богородицы в Казани.

— Тимур, здравствуйте! На этой неделе весь православный мир отмечает день обретения одной из главных русских святынь — Казанской Иконы Божией Матери. Её история имеет сложные перипетии и овеяна чудесными легендами. Давайте разбираться. В 1579 году десятилетней Матроне явилась Богородица велевшая откопать икону на пепелище....

— Здравствуйте! Не совсем, Матроне явился образ Богородицы. То есть, согласно повести митрополита Казанского и Астраханского Ермогена, Матрона во сне увидела образ Богородицы в виде иконы, который повелел ей сообщить священноначалию об этом явлении. Она сама откопала эту икону на пепелище на глубине около метра, в том самом месте, где сейчас находится собор Казанской иконы Божией Матери.

— А появление этой иконы было чудом или у нее была какая-то еще дополнительная история? Как она попала в Казань?

— Чудом было как раз обретение иконы, она была найдена. Главным и единственным источником, повествующим об этих событиях, является повесть митрополита Казанского и Астраханского Ермогена. Его знают, как мученика, пострадавшего за веру. Самый ранний список этой повести относится к 1594 году. Ермоген был очевидцем событий. Есть несколько противоречивых версий относительно происхождения этой иконы и как она оказалась в Казани. Согласно одной из них, которая изложена в Пискаревском летописце, его датировка относится к первой трети XVII века. Пискаревский летописец был составлен в большей степени на основании неизвестных источников и устных преданий. События, которые в нем изложены, датируются примерно 1530-1615 годами. Там есть небольшая отсылка, как царь Иван IV покорял Великий Новгород. В это время некая тайная исповедница православия привезла с собой икону в Казань из Новгорода, будучи пленницей казанского Мурзы. Возможно, она тайно молилась и закопала ее в землю.

— Один из самых значимых исторических фактов, случившихся с иконой, произошел в 1611 году, когда она оказалась в ополчение Минина и Пожарского. На освобождение Москвы взяли список иконы или саму икону, а список вернули обратно в Казань?

— Список Казанской явленной иконы в 1611 году был доставлен в Москву из Казани. Этот список в последствии оказался в Ярославле. И после этого в 1612 году полки Минина и Пожарского взяли его с собой на освобождение Москвы. Список — это вольная копия. Грубо говоря, когда мы переписываем чужой текст от руки, смысл остается тот же, но тем не менее почерк другой. Список повторяет иконографию образа, но у него будет отличаться несколько извод. Сама икона осталась в Казани.

— В 1904 году новый поворот с иконой, который больше напоминает драматический детектив, когда ее выкрали из Казанского Богородского монастыря. Но говорят, что попытки были и ранее. Это так?

— Подобные дерзкие попытки похищения мне не припомнятся. Но кражи из церквей были обыденным явлением. Они совершались в дни празднования или дни крестных ходов, когда очень много людей съезжалось. С 28 на 29 июня было совершено это святотатственное похищение бандой Варфоломея Стояна. Его взяли под фамилией Сорокин в Нижнем Новгороде. Казанская полиция сразу поставила себе цель в минимальный срок привлечь к ответственности тех людей, кто стоял за этим преступлением. Со второго на третье июля был привлечен ювелир Максимов, который заказал в Александровском училище изготовление щипцов, чтобы вскрыть замок Казанского собора. А с 5 на 6 был пойман сам Варфоломей Стоян со своей спутницей. 8 числа архиепископ Дмитрий заявил, что нужно признать, что икона больше не предстанет перед очами верующих. Через полгода на судебном заседании заявили, что, судя по уликам, икона была сожжена. При этом многие продолжали верить в то, что это была инсценировка. А сам намоленный чудотворный образ уцелел и был перепродан.

— Икону в то время, наверное, продать было невозможно.

— Практика продажи икон из церквей существовала всегда. И распространение икон в церквях точно также. Например, когда хотели обновить иконостас. В 20-х годах XIX века купцом Папулиным были куплены из Сольвычегодского Благовещенского собора около 380 редких древних икон. Только через 20 лет часть из них удалось вернуть с участием графа Строганова.

— Тимур, следующий этап, когда возникает ажиотаж вокруг иконы даже среди светской публики, относится ко второй половине XX века, начинаются разговоры о так называемом ватиканском списке. Тогда появилась информация, что найдена икона Казанской божьей матери, но позже выяснилось, что это список XVIII века. Почему этот список вызвал такое живейшее обсуждение и в масс-медиа, и среди специалистов?

— Именно слово «возвращение» указано в некоторых статьях СМИ недобросовестным представителем журналистского пула. История нахождения иконы до 1946 года остается неизвестной, несмотря на то, что очень много публицистов в эту тему как-то проникло. Они начали распространять разные слухи о том, что икона была вывезена еще во время революции, но никаких документальных подтверждений этому нет. В 1946 году фото так называемого ватиканского списка было опубликовано в книге эксперта по византийской живописи. Книга на английском языке называлась «Русское искусство от скифов до советов». Это самое раннее появление этой иконы в источнике. После этого в 1953 году икону приобретает Альфред Фредерик Митчелл Хеджес. Об этом на сайте пишет его дочь Анна. После смерти Альфреда икона переходит Анне. Она прожила довольно-таки долгую жизнь, у нее даже интервью брали. Позже началась кампания по продаже иконы. Обратились к США, к архиепископу Сан-Францискому с предложением выкупить эту икону за большие деньги. Но архиепископ ответил отказом. В 1962 году икону перевозят в Америку и размещают ее в ячейке калифорнийского банка. Альфред Митчелл Хеджес инициировал несколько атрибуций. Данные экспертиз говорили, что икона то XVI, то XVII века. Это сознательный обман. Вся эта грандиозная компания в 60-х годах набирает обороты в Соединенных Штатах Америки, и кульминацией становится всемирная выставка в Нью-Йорке. Там был создан специальный павильон в стиле Форд-Росс — первого православного поселения в Калифорнии. В каталоге этой выставки Казанскую икону Божьей Матери размещают вместе с пьетой Микеланджело.

— А когда выяснилось, что это список XVIII века?

— В наших запасных фондах сохранились документы из этого американского тура. Нам они достались от Дмитрия Хафизова, который занимался этой темой. Он был одним из инициаторов «возвращения» иконы в Казань. Я просматривал газеты и понимал, что американские издания соревновались в том, кто добавит возраста иконе. В 1970 эту икону выкупила американская католическая организация Blue Army. В 1993 году на основании договора дарения она попадает в Ватикан и располагается в покоях папы Римского. Тогда начинается переписка о передаче иконы верующим РПЦ. Но отношения испортились. В конце концов она все-таки попадает в Казань. И разговоры начались вновь. Теперь Ватиканский список хранится в столице РТ. Ватиканским он называется по месту последнего своего нахождения.

— Сколько всего может существовать на сегодняшний день списков Казанской иконы Божией Матери?

— Казань была единственным местом распространения списков с явленной Казанской иконы, потому что прообраз только один. Списки писались в этом городе. Очень сложно говорить именно о цифрах.

— Насколько ценны все эти списки и как определяется их и историческая и духовная значимость?

— Сложно материализовать духовную ценность. После того, как образ признан чудодейственным, для верующих он становится более значимым. Все это индивидуально. Для некоторых верующих личный образок имеет ценность, наверное, такую же, как и общепризнанные святыни.

— Еще немало шума наделало заявление патриарха, которое прозвучало в ноябре прошлого года, когда он объявил об обнаружении чудотворной Казанской иконы XVI века, долгое время считавшейся утраченной. Я вот сейчас процитирую святейшего: «Экспертиза вынесла заключение, что этот образ принадлежит той самой эпохе, в которую был создан чудотворный образ. И поскольку эта икона является как бы точной, точнейшей копией той созданной иконы, то совершенно очевидно, что не могло быть в то время создано две одинаковых иконы». И знаете люди далекие от истории и иконографии могут совсем запутаться...

— Исчерпывающий комментарий по поводу этой темы дала старший научный сотрудник музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Наталья Николаевна Чугреева. Она на данный момент главный специалист по казанскому образу, по спискам, по истории обретения. Наталья Николаевна делала атрибуцию этой иконы. Исследование доказало, что это редчайший список с явленной иконы. По своему размеру список близок к Ярославской иконе Богородицы, которая была в 1588 году написана в Казани, потом перевезена в Романов, а в 1609 году она оказалась в Ярославле. Это мог быть список, перед которым молились Минин и Пожарский.

— Очень многие церковные святыни так или иначе имеют чудодейственные способности. Не исключение и Казанская икона Божьей Матери, ее сила, дарующая победы в битвах, известна издревле. А есть ли еще какие-нибудь связанные с ней чудеса?

— Да, в повести митрополита Казанского и Астраханского Ермогена было зафиксировано 16 чудес. Они связаны с исцелениями каких-то недугов, в первую очередь, слепоты. Первые исцеления как бы символизировали то, что свет православия до сих пор над этой землей есть.

— Тимур, ваша работа в том числе связана и с изучением православных святынь, икон разных, а как известно иконы даруют чудеса в том числе, они мироточат. Вы когда-нибудь сталкивались с таким чудом?

— Я к этому отношусь несколько по-иному. Считаю, что мы каждый день сталкиваемся с какими-то чудесами в своей жизни, но просто наш современный жизненный уклад не позволяет на эти чудеса обращать внимание, как-то нам всегда не до этого. Я сам лично мираточащую икону не видел.

— На этой неделе весь православный мир отмечает обретение Казанской иконы Богоматери. Когда-то мир ее обрел благодаря чуду. Вы говорите чудеса возможные в нашем мире. Как думаете, может ли повториться такое событие, когда вновь мы обретем оригинал этой иконы?

— Конечно, может быть. Я думаю, что каждый из нас должен верить в чудо.

— Тогда пожелаем и нашим зрителям верить в чудо. Спасибо большое, очень приятно было поговорить.

— Спасибо вам.

 

Источник: https://tatarstan24.tv/news/novosti-tatarstana/timur-valiullin-rasskazal-ob-istorii-i-mifakh-kazanskoy-ikony-bozhey-materi
© Телеканал Татарстан24