Buy tickets

http://rt-online.ru/dom-dlya-kazanskoj-ikony/
© Газета Республика Татарстан

10.12.2019 Press about us

Дом для казанской иконы

В конце сентября в центре Казани без лишней помпы открылся небольшой частный музей, в котором представлена уникальная коллекция казанских икон. Большая их часть написана здесь же неподалёку — в иконописной мастерской Казанского Богородицкого монастыря.

«МЕРА И ПОДОБИЕ»

Обретённая в шестнадцатом веке на пепелище Стрелецкой слободы икона Богородицы — главный образ, который писался в монастырской мастерской. Благо, чудотворная икона всегда была перед глазами насельниц монастыря, освоивших живописное «рукоделие». И только им дозволялось иконы определённого размера подписывать – «мера и подобие с явленной иконы Пресвятой Богородицы Казанская». А потому, если мы хотим знать, какой видели православную святыню прихожане храма и многочисленные паломники, то достаточно взглянуть на эти «мерные» списки.

В музее казанской иконы таких списков несколько — на одних явленный образ изображён в богато украшенной ризе, на других — в простой манере, без имитации жемчуга и драгоценных камней. Здесь же можно увидеть написанные в монастырской мастерской списки с других чудотворных икон, почитание которых связано с реальными событиями из истории Казанского края. Будь то чудесное спасение от чумы, бушевавшей в Казани в середине XVII века (Седмиозёрная икона Божией Матери), или избавление Цивильска, приписанного тогда к Казанской губернии, от лихого воинства Стеньки Разина (Тихвинская). Завораживает и список с мозаичной византийской иконы, именуемой «Всеблаженная» или Паммакариста, которая была подарена Казани «в утешение» спустя год после дерзкого похищения первоявленного образа.

Создатели музея хотят, чтобы, побывав здесь, люди чуточку изменили свои представления об иконах и видели в них не только предмет культа, но и уникальных свидетелей истории – нашей страны, края, отдельно взятой семьи

Особую историко-культурную ценность представляют и так называемые подписные, семейные иконы, на оборотной стороне которых сохранились дарственные надписи, указание на те или иные события (крещение, венчание и т.д.), в связи с которыми были заказаны иконы, и даже автографы монахинь, их написавших.

В одном из залов воссоздана обстановка монастырской мастерской, и здесь же можно услышать рассказ о технике и технологии изготовления казанских икон, которые, помимо «меры и подобия», имели и другие отличительные признаки. Среди них, например, особый эффект «внутреннего» свечения, который достигался за счёт использования лака разных цветов. Им покрывали предварительно расчеканенное сусальное золото, и при свете лампад это создавало ощущение, что икона светится изнутри. К слову, из окон этого зала видна Крестовоз­движенская церковь, где исторически располагалась иконописная мастерская Богородицкого монастыря.

Таким образом, если раньше понятие «казанская икона» несло в себе, прежде всего, память о повсеместно чтимом образе и месте его обретения, то в стенах этого музея едва ли не впервые казанская икона предстаёт абсолютно самостоятельным явлением, в чём-то не уступающим всемирно известным московской или новгородской школам иконописи.

КТО НЕ СОБИРАЕТ, ТОТ РАСТОЧАЕТ

Владелец коллекции и основатель музея казанской иконы — Валерий Сорокин. Председатель совета директоров «Ак Барс» Банка, генеральный директор «Связьинвестнефтехима» и раньше не скрывал своё хобби и не прятал от людей уникальную коллекцию икон, которую собирал на протяжении многих лет. Например, три года назад он представил часть своего собрания на выставке «Чудотворный Казанский образ Богоматери. Казанский Богородицкий монастырь», приуроченной к закладке памятного камня на месте возрождаемого главного монастырского храма.

Но одно дело — выставка, и совсем другое — музей. Для его появления понадобилось, чтобы сошлось как минимум несколько факторов. Во-первых, это внутренняя готовность самого владельца коллекции поделиться, показать её людям. Как признался в день открытия музея сам Валерий Юрьевич, им двигало желание на воображаемой карте русской иконописи обозначить новую точку — Казань. Во-вторых, как уже сказано, это совпало с возрождением главной православной святыни нашего края – Казанского собора. Ну и, в-третьих, появилась возможность разместить экспозицию в непосредственной близости от Богородицкого монастыря, в воссозданном по чертежам 1840-х годов доме казанского городского головы. Кстати, история этого дома сама по себе многим примечательна, а проникнуться ею помогает короткий фильм, который «крутят» в зале, где собраны, а вернее, тщательно подобраны предметы казанского купеческого быта. Похожие вещи почти наверняка окружали и первых хозяев этого дома.

Такое счастливое стечение обстоятельств сотрудники музея между собой называют «божьим промыслом». Но при этом каждый раз они подчёркивают, что музей казанской иконы не позиционируется как религиозный, православный. Вы не услышите здесь жития святых, рассказы о чудесных исцелениях и прочих подобных вещах.

— Представляя нашу коллекцию, мы акцентируем внимание на исторических фактах и событиях, в результате которых тот или иной образ стал особенно почитаемым в Казани, — говорит главный хранитель музейного фонда Ольга Кузьмина. — Бывает, конечно, что люди крестятся на наши иконы, но мы честно говорим, что они не освящены, а если возникает желание помолиться, то можно зайти в храм, который буквально через дорогу от нас.

Мы хотим, чтобы, побывав в нашем музее, люди чуточку изменили свои представления об иконах и видели в них не только предмет культа, но и уникальных свидетелей истории – нашей страны, края, отдельно взятой семьи. Взять хотя бы «подписные» иконы. Некоторые из них подписаны настолько подробно, что мы смогли установить, когда написана икона, кому была подарена и по какому случаю. Например, одна из икон, представленных в экспозиции, принадлежала известному чувашскому просветителю Ивану Яковлеву. Многих удивляет сам факт, что на иконах можно писать. Да, это совершенно нормально. И мы даже советуем: прежде чем подарить кому-то икону — надпишите её. Возможно, со временем она тоже станет семейной реликвией и поможет вашим правнукам пролить свет на историю рода.

— Можно сказать, какая из икон самая ранняя в музейной коллекции?
— Казанская иконописная мастерская просуществовала всего шестьдесят лет — с 1867 по 1928 год. К сожалению, современные методы анализа не всегда позволяют точно определить возраст иконы в пределах такого небольшого временного промежутка. Строго говоря, это иконы нового времени, их изучением стали заниматься сравнительно недавно. Судя по надписям, самая старая икона датирована 1877 годом, а самая поздняя написана в 1920-м. Благодаря «подписным» иконам, которые имеют определённый набор признаков, удаётся атрибутировать и другие иконы, изготовленные в монастырской мастерской.

В музее казанской иконы таких списков несколько — на одних явленный образ изображён в богато украшенной ризе, на других – в простой манере, без имитации жемчуга и драгоценных камней. Здесь же можно увидеть написанные в монастырской мастерской списки с других чудотворных икон, почитание которых связано с реальными событиями из истории Казанского края

— А хранит ли история имена казанских иконописцев?
— Что касается Богородицкого монастыря, то здесь работали артельно, каждая из послушниц выполняла свою часть работы. Поэтому известны имена только тех, кто в разные годы возглавлял иконописную мастерскую.

— То, что вы позиционируете себя как светский музей, не вызывает нареканий со стороны Казанской епархии?
— Светский статус нашего музея продиктован внутренним убеждением его основателя, и мы полностью согласны с такой установкой, — вступает в разговор директор музея казанской иконы Елена Брыль. — При этом у нас не возникает никаких трений с церковью. Больше того, митрополит присутствовал на открытии музея, перерезал ленточку… Думаю, отчасти это объясняется тем, что, изучая историю иконописной мастерской, мы по крупицам добываем информацию и о самом Богородицком монастыре, и о тех событиях, которые здесь происходили. И в этом смысле мы движемся в одном направлении. Помимо икон, у нас очень много книг. В том числе редких репринтных изданий об истории Казани и Казанского края. На сегодняшний день в нашем музее собрана одна из богатейших краеведческих библиотек.

ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Нельзя не сказать и о том, что сегодня это, пожалуй, самый высокотехнологичный музей в Казани, он буквально нашпигован электроникой: начиная с современных аудиогидов, интерактивных планшетов с высококачественной анимацией до перископов дополненной реальности. Даже без экскурсовода, оставаясь наедине с иконами, можно в деталях узнать историю каждой из них. А возле интерактивного макета Казанского Богородицкого монастыря и его окрестностей, создателей которого консультировал известный казанский краевед и архитектор Сергей Саначин, можно и вовсе потерять счёт времени.

Как правило, знакомство с музейной экспозицией начинается именно с этого впечатляющего экспоната, который даёт наглядное представление о том, как выглядел монастырь и прилегающие к нему улицы в конце XIX — начале XX веков. Можно часами изучать, разглядывать макет, а при помощи «дополненной реальности» ещё и прогуляться по булыжным мостовым и заглянуть в освещённые окна. Воссозданы даже покосившиеся сарайчики вокруг красавца-собора!

Казанская иконописная мастерская просуществовала всего шестьдесят лет — с 1867 по 1928 год. К сожалению, современные методы анализа не всегда позволяют точно определить возраст иконы в пределах такого небольшого временного промежутка. Строго говоря, это иконы нового времени, их изучением стали заниматься сравнительно недавно

При мне одна женщина буквально застыла перед макетом и почти со слезами в голосе повторяла: «Вот в этом доме я родилась! А здесь мы играли детьми…» Потом, не удержавшись, она завела руку за ограждающее стекло и осторожно, одним пальцем погладила игрушечный домик. В этот момент стоявший поблизости и наверняка слышавший её слова мужчина со значком секьюрити заметно напрягся, но промолчал…

Туристов в музее казанской иконы пока немного, но молва о нём распространяется быстро, и бывают дни, когда здесь, что называется, аншлаг.

— Мы сами не ожидали такого живого отклика, — признаётся Елена Брыль. — Приходят и казанцы, и приезжие. На открытии музея было много молодёжи, узнавшей о нём из социальных сетей. Мы даже с детьми проводим экскурсии. Ещё раз подчеркну, это не религиозный музей, к нам может прийти человек любой национальности и вероисповедания. Сейчас, например, готовим большую экскурсию с выходом на территорию монастыря. Есть у нас и другие интересные планы.

Источник: http://rt-online.ru/dom-dlya-kazanskoj-ikony/
© Газета Республика Татарстан