Купить билет
Ru
20.02.2023 Блог

Дорожные «путевые» и нательные иконы

«Только то иконописное произведение может удовлетворить всех и каждого, которое, с религиозным одушевлением, соединяет верность природе, как во всех очертаниях фигуры, так и в ее движении и выражении.»

— Ф. И. Буслаев, профессор.

Икона является неотъемлемой частью православной традиции. С давних времен священный образ сопровождает верующего человека в любой жизненной ситуации. Существует огромное количество икон, которые отличаются друг от друга по многим характеристикам: по сюжету, местонахождению, стилистике, по количеству изображаемых персонажей и др.

Сегодня мы хотим поговорить об иконах, которые отличаются от других своими небольшими размерами, что делает их очень удобными и популярными в наши дни.

Миниатюрные образки всегда удобно носить с собой. Однако, подобные изделия полюбились христианами еще в глубокой древности. Мы привыкли называть такие иконы «дорожными» и «нательными», но исторически, разные виды небольших икон назывались по-разному и были представлены в еще более разнообразных формах, чем сейчас. Что же стало прообразом современных изделий, которые мы часто используем в повседневности?

Складень со Спасом Нерукотворным, Умилением Пресвятой Богородицы и св. Златой.

Изначально первые миниатюрные предметы религиозного содержания попали к нам из Византии. После крещения Руси греческие образцы стали копироваться, перерабатываться и размножаться, а к XII веку было налажено собственное серийное производство нательных икон, наперстных крестов и других изделий. На них появились изображения русских святынь.

Меднолитый трехстворчатый складень «Спас на престоле» Автор неизвестен. Датировка: XVI век.

Большинство подобных миниатюрных образков были отлиты из различных медных и оловянисто-свинцовых сплавов. Это объясняется понятностью техники и дешевизной материала. До наших дней эти образки сохранились во многом благодаря тому, что после раскола церкви старообрядцы продолжали бережно сохранять подобные реликвии.

Помимо утилитарного смысла в использовании меди, был еще и смысл символический: по библейскому преданию пророк Моисей «сделал медного змея и выставил его на знамя, и когда змей жалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив». А согласно народным поверьям, медь имела еще и исцеляющие свойства.

Основным центром производства медного литья в конце XI — начале XIII веков являлся Киев, а в XIV–XV веках лидирующее место занял Новгород Великий.

Поскольку Новгород, в отличие от многих городов Юго-Восточной Руси, не испытал на себе монгольское нашествие, то сумел сохранить свою особую технику. Ближе к XV веку сложилась новгородская школа медного литья. Особенность этой школы — укрупненность деталей и изображений в небольших образках. Состав святых обусловлен локально и географически: преобладают святые Никола и Георгий, Власий и Иоанн Милостивый, Косма и Дамиан, Борис и Глеб. Постепенно под воздействием народного вкуса композиция упростилась.

Ближе к XVI веку стала использоваться красная медь, а форма изделий очень часто напоминала квадрат. Популярностью стали пользоваться и двухсторонние изображения.

В XVI — XVII веках первенство в производстве перешло Москве, но уровень литья при этом резко упал. Одна из причин этого — проведение церковной реформы Никона в 60-х годах XVII века, при которой в Россию хлынули религиозные новшества, отличающиеся от консервативной традиции русского церковного литья.

Таким образом, после раскола церкви и появления старообрядцев во второй половине XVII века произошли изменения и в литейном искусстве. Чуть позже, в петровское время, медное литье было признано официально нелегальным.

Однако в XVIII веке старообрядцы продолжили традицию медного литья, но уже в своем ключе. Центром вплоть до первой половины XIX века стало Поморье, поскольку именно туда ссылали раскольников и еретиков.

Стоит сказать, что ношение небольших образков в XIX веке было популярно не только у старообрядцев. Поскольку официальное государственное производство было ниже по качеству, то образки старообрядческого типа были популярны на всей территории России.

В связи со спросом на меднолитые иконы, складни и кресты, в XIX веке были организованы литейные мастерские в Москве. Но произведения московских мастерских отличались от поморских: они тяжелее по весу, чересчур декоративны и имели стекловидную эмаль.

Итак, как уже стало понятно, произведения отечественного литья были разнообразными: кресты, иконы, складни и многие другие. Иконы различались размерами, обработкой и техникой выполнения.

Мы хотим более подробно остановиться на нательных медных образках, некоторые виды которых и сейчас можно увидеть не только в музеях и частных коллекциях, но и в квартирах обычных людей, получивших уникальное наследие от родственников.

Самое главное — у таких икон были разные типы отливок:

 

1. Змеевики

Сегодня их известно более 30 типов. Термин был впервые применен в XIX веке по отношению к нагрудным иконам, на лицевой стороне которых изображен христианский образ, а на оборотной — голова (личина) в окружении змей, либо змееногая фигура. Туда также помещался текст заговора или молитвы. Подобная традиция взята из Византии.

Змеевик. Датировка: ХII век. Найден на месте средневековой деревни, известной под названием «Селище Мякинино-1», Московская область.

 

2. Иконы-энколпии

Иконы-энколпии существовали на Руси недолго. Скорее всего, они появились в период многочисленного паломничества на Святую Землю. По своему значению имели много общего с ковчегами-мощевиками, поскольку имели частицы облачения святых.

Икона-энколпий «Спас вседержитель/ Святитель Никола Чудотворец» Датировка: XVI век.

 

3. Путные (дорожные) панагии (греч. «всесвятая»)

Изделие из двух круглых створ, предназначенное для хранения частиц Богородичного хлеба (просфоры). Освященный во имя Богоматери на монастырской трапезе хлеб брали с собой в дорогу как спасительное средство в пути. Для этого и нужны были путные двустворчатые панагии. Их еще иногда называют «воротные», «походные» и «складные».

Панагия, XVIII век

Панагия. «Троица Ветхозаветная (Гостеприимство Сарры и Авраама)/Распятие Христово/ Богоматерь знамение» Датировка: XVIII век.

Стоит отметить, что особенностью меднолитой мелкой пластики является не только форма, но и сюжеты. Это, прежде всего, евангельские и крайне редко библейские истории. Именно в медном литье раньше всех стали изображать евангельские праздники и местночтимых святых. Часто иконы содержат в себе растительный или геометрический орнаменты.

Нательные иконы предназначались для ношения под одеждой, а сами изображения обычно располагались на лицевой стороне (хотя встречаются и двухсторонние экземпляры). Оглавие всегда имело отверстие для носки на шнуре. В ранний исторический период образки включались в состав женских ожерелий вместе с различными бусами и привесками.

Считалось, что путные (дорожные) иконы обладали охранительной функцией. К примеру, змеевики с изображением святых воинов-мучеников служили амулетами против немощи и болезней и предназначались прежде всего для «благословения на войну». Такая традиция ношения воинами на груди металлических путных икон восходит к глубокой древности. На византийских медальонах часто помещали образы святых воинов с надписью «Господи, помоги носящему меня». Зачастую такие иконы сохранялись в качестве семейных реликвий и передавались по наследству. К святым заступникам и покровителям обращались с просьбой о помощи или с благодарственной молитвой после удачного завершения дел. Такие образки, к примеру, в XIX веке выдавали выпускникам военно-учебных заведений.

И сегодня нательные и дорожные иконы носят не просто так. Конечно, технология изготовления таких икон значительно изменилась, но смысл и значение сохранились. Сейчас чуть ли не в каждом втором автомобиле можно встретить небольшие иконки, а современные девушки предпочитают подвески с образками из серебра и золота.

Помимо небольших икон, отлитых из металла, еще одной неотъемлемой частью русского религиозного искусства являются деревянные резные иконы. Более подробно о таких иконах мы расскажем в нашей следующей статье.

 

Литература:

  1. Буслаев Ф. И. Общие понятия о русской иконописи.
  2. Гнутова С. В. Медная мелкая пластика Древней Руси (типология и бытование).
  3. Гнутова С. В., Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI — начала XX века.
  4. Коршунков В. А. Дорожная традиция России. Поверья, обычаи, обряды.
  5. Квятовский В. Ю. Нательные иконки-образки XIX в.
  6. Зотова. Е. Я. Медное художественное литье XVIII-начала ХХ вв. старообрядческих мастерских г. Москвы: Источниковедческое исследование.
  7. Принцева М.Н. Поморское медное литье: Истоки, особенности, эволюция.
  8. Пругавин А.С. Старообрядчество во второй половине XIX в. М., 1904.
  9. Станюкович А. К. Неизвестные памятники русской металлопластики.
  10. Савина Л. Н. К истории производства и бытования медного художественного литья в XIX — начале XX вв.
Обсудить